вторник, 23 ноября 2010 г.
Величайшая ошибка на Драфте НХЛ
Общаясь с представителями «Иностранного Легиона» ХК «Амур», можно весьма серьезно расширить свой кругозор. Причем не только житейский, но и профессиональный.
Во время одного из чартерных рейсов в начале сезона Дэвид Линг, тогда еще игравший в Хабаровске, подарил мне книгу. Выглядела она, надо сказать, весьма непрезентабельно. Простой черный переплет, неприятная на ощупь бумага. Но вот то, что на ней было написано, определенно заслуживало внимания.
Сей фолиант создал Гэйр Джойс – канадский спортивный журналист, который год своей жизни посвятил изучению канадского юниорского хоккея и 12 месяцев колесил по стране, как это делают скауты НХЛовских клубов.
Смотрел на перспективных игроков, общался с ними и с их родителями, делал выводы, которыми делился с клубами НХЛ…
Книга оказалась настолько интересной, что не поделиться с вами ее содержимым я просто не имею права.
GARE JOYCE
«FUTURE GREATS and HEARTBREAKS»
A YEAR UNDERCOVER IN THE SECRET WORLD OF NHL SCOUTS
Doubleday Canada 2007
У скаутов в НХЛ память гораздо лучше, чем у их начальников. Взять хотя бы Дэна Бойда. Среди всех его успехов на драфтах за время работы в Оттаве и в Квебеке, есть один игрок, которого этот скаут до сих вспоминает с содроганием. Причем этого парня Дэн Бойд не выбирал на драфте. Он был его тренером в юниорской лиге.
Вообще, говоря о величайших ошибках на драфтах НХЛ, специалисты обычно вспоминают несколько «дежурных» фамилий. Для скаутов эти ребята – как разрекламированный товар, который оказался браком. Как фильмы, которые должны были стать блокбастерами, а в итоге с треском провалились в прокате. Что любопытно, эти ошибки не являются упущением одного человека. Они – «продукт коллективного творчества».
Чаще всего, говоря о разочарованиях драфта, упоминается фамилия Брайана Лоутона, выбранного «Миннесотой» под первым номером в 1983 году.
Как выяснилось впоследствии, генеральный менеджер «Миннесоты» Лу Нанне жестоко ошибся насчет этого парня, который начинал заниматься хоккеем буквально через дорогу от Арены «Северных звезд». Нанне, выбрав Лоутона, упустил возможность заполучить троих (!) будущих членов Зала Хоккейной Славы – Пэта ЛаФонтэйна, Стива Айзермана и Кэма Нили, которые «ушли» позднее.
Но что хуже всего – генменеджер «Миннесоты» до этого казуса считал себя самым умным парнем в бизнесе. В начале 80-х он разработал специальный тест для будущих звезд.
- Мы потратили кучу денег и времени для разработки этой системы, и я считаю, что это новое слово в работе скаутов, - сообщил Нанне в интервью «Globe and Mail» в 1982 году. – Уверяю вас, что наш тест является максимально точным.
Что ж, выбор Брайана Лоутона показал, что система Нанне, в лучшем случае, весьма приблизительна. К 1985 году генеральный менеджер «Миннесоты» о своем детище уже и не вспоминал.
В сравнении с тем, чего добились Айзерман, ЛаФонтейн и Нили, показатели Лоутона выглядели, мягко говоря, весьма скромно. Да что говорить, если все остальные игроки из первой десятки драфта сделали более выдающуюся карьеру в НХЛ. Однако у Лоутона, во всяком случае, было то, что можно назвать карьерой – он провел чуть меньше 500 матчей в Национальной Хоккейной Лиге, забил 112 голов (21 из них в 66 матчах в возрасте 21 года).
История Лоутона не столько о провальном выборе на драфте, сколько о том, что ожидания оказались гораздо выше, чем достижения игрока. По правде говоря, НХЛ просто разрушила этого парня.
Нет, самым глупым, провальным, переоцененным, катастрофическим (называйте как хотите) стал выбор «Эдмонтоном» Джейсона Бонсиньора в 1994м. В начале того сезона Центральное Скаутское Бюро в своем рейтинге поставило Бонсиньора на первое место среди всех североамериканских полевых игроков. У него были проблемы даже в Юниорской Лиге Онтарио, время от времени он совершал идиотские поступки вне льда, но специалисты продолжали сравнивать его с Марио Лемьё. Бонсиньор на льду делал все, чтобы опровергнуть это сравнение, но при этом одевал под хоккейный свитер черную водолазку – прямо как «СуперМарио». Может, это и вводило скаутов в заблуждение.
Выросший в Рочестере (штат Нью-Йорк) Джейсон, похоже, даже не задумывался о том, чтобы стать «Американским Марио».
- Он был чертовски талантливым парнем, - вспоминает Дэн Бойд, его тренер в юниорских командах. – Помню, как в ключевые моменты тяжелейших матчей он, если хотел, мог взять игру на себя и перевернуть все с ног на голову. Прямо как Лемьё.
Ключевые слова здесь – «если хотел». Бонсиньор был кем угодно, но только не бойцом по духу. На самом деле, казалось, что хоккей интересовал его куда меньше, чем автогонки и картинг.
- Он только об этом и думал, - говорит Бойд. – Его отец был гонщиком. Джейсон говорил всем, что карьера в НХЛ для него – это возможность заработать денег и открыть свой автодром.
Грант Сонье, в прошлом - помощник Дэна Бойда в команде ОХЛ «НьюМаркет Ройялс», а ныне – скату клуба НХЛ «Лос-Анджелес Кингс», придумал очень простой способ для оценивания игроков. Представьте, что у вас есть три категории – талант, игровое мышление и характер – и только шесть фишек, чтобы распределить их между этими категориями. Как вы это сделаете относительно определенного хоккеиста? Дискуссии, которые разворачивались между скаутами за пивом по этому поводу, были близки к философским диспутам. Однажды я спросил Сонье, если бы он был скаутом в те времена, когда Джейсон Бонсиньор драфтовался, как бы он распределил пресловутые фишки для этого игрока? Ответ был прост и лаконичен: шесть – в талант, ноль – в игровое мышление, ноль – в характер.
Сейчас самое главное очевидно, но тогда специалисты упустили это из виду: у Джейсона Бонсиньора был сумасшедший талант к хоккею, но никакого к нему интереса. Несмотря на то, что с помощью хоккея он мог бы добиться потрясающего успеха.
- Он был хорошим парнем, отлично выглядел, ему все легко давалось, - вспоминает Бойд. – Но одноклубники просто ненавидели его.
Грант Сонье утверждает, что «ненавидели» - это не преувеличение, а просто констатация факта.
- Помню, он вернулся с молодежного чемпионата мира и повесил американский свитер, в котором играл, на самое видное место в своем шкафчике, - говорит Сонье. – Так ребята вытащили его оттуда, бросили в центре раздевалки и… сожгли.
Неудивительно, что по ходу сезона 1993-1994 годов Бойд обменял Бонсиньора. Но ставки игрока от этого не упали в цене, и специалисты продолжали считать его будущей мегазвездой.
Глен Сатер, генеральный менеджер «Эдмонтона», в том сезоне поставил перед своими скаутами задачу – выбрать на драфте надежного хоккеиста. Необязательно звезду. Задача упрощалась тем, что у «Нефтяников» тогда было целых два «высоких» выбора – общий 4 и 6 номера.
- Я сказал своим скаутам, что эти два выбора мы обязаны потратить на игроков, которые обязательно заиграют в НХЛ, - вспоминает Саттер. – Может, не сразу, но обязательно заиграют. Ошибок допускать нельзя. Было бы здорово заполучить таких ребят, как Джейсон Арнотт, но это тогда звучало слегка оптимистично. Наши выборы должны были быть потрачены на хоккеистов, которые, как минимум, смогут стабильно играть в третьем звене.
И скауты «Эдмонтона» нацелились на Бонсиньора. Уж он-то, думали они, гарантированно сможет играть в третьем звене.
- Исходя из того, что мы искали, Бонсиньор был, как принято говорить, «полным набором», - признается Кевин Прендергаст, Директор хоккейной администрации «Нефтяников».
Особый упор был сделан на первый выбор «Эдмонтона» - общий четвертый. Ко второму выбору скауты относились с прохладцей. Некоторым нравился Райан Смит, кому-то – другие игроки. Забавно. Смит впоследствии стал сердцем, душой и лицом «Эдмонтона» на более чем десять лет. В детстве он играл в хоккей в свитере «Ойлерз» на заднем дворе родительского дома в Эдмонтоне , но в 1994м году мало кто мог разглядеть в нем перспективного игрока, и уж точно не того, кто впоследствии приведет «Нефтяников» в финал Кубка Стэнли.
А Джейсон Бонсиньор, с другой стороны, показал, что он являлся не совсем «полным набором». Достаточно взглянуть на его статистику…
Джейсон Бонсиньор провел в НХЛ 79 матчей, забив три гола.
Сейчас он живет в родном Рочестере, работает промоутером на одном из нью-йоркских автодромов. На связь с журналистами не выходит…
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий